Детские эмоции нельзя пускать на самотек. Сильные отрицательные чувства негативно сказываются на детской психике. Родители должны научить детей принимать и отпускать свои чувства. Справиться с эмоциями поможет психотехника «контейнирование».
5 шагов
Детский страх, обида и злость часто перерастают в такие же эмоции у родителей: страх за ребенка, злость на ситуацию, расстройство и обида за негативное поведение. Это не решает проблемы.
В случае сильных переживаний нужно взять на себя детские эмоции, перевести их в позитивные и только тогда вернуть ребенку. Сейчас подробнее разберемся как это сделать.
1 шаг - спокойствие
Невозможно помочь ребенку, если вы находитесь в агрессивном, деструктивном состоянии. Прежде всего - успокойтесь, сделайте глубокий вдох и выдох, плач и истерики ребенка это необходимый этап в формировании правильного поведения и умении реагировать на свои чувства, проживать их экологично. Дайте ребенку возможность выпустить пыл.
2 шаг - “подключение”
Когда вы почувствуете контроль над собой, над своими эмоциями, можно приступить к подключению к детским эмоциям. Вы должны стать одним целым с малышом. На этом этапе нельзя успокаивать и воспитывать, просто побудьте с ребенком в его состоянии. Лучше вообще ничего не говорить, а действовать: взять на руки, прижать к себе, погладить по голове, сжать его руку. Главное, почувствовать содрогание детского тела, чтобы ребенок ощутил ваше тепло. Вы подключились к состоянию и эмоциям своего ребенка, на этом этапе ему уже может стать легче.
3 шаг - прояснение ситуации
После выплеска эмоций ребенок уже станет спокойнее, негативные сильные чувства и эмоции потихоньку будут сменяться на грусть, обиду, печаль. На этом этапе важно поговорить с крохой, возможно он сам будет инициатором разговора. Задайте ему такие вопросы: Почему тебе плохо? Кто тебя обидел? Ты расстроился из-за чего-то? Поделись со мной, я всегда рядом и постараюсь тебе помочь.
4 шаг - принятие ситуации
Когда ситуация прояснится, нужно сказать, как вы понимаете ребенка, разделяете его чувства. Малышу уже стало легче, а теперь еще значимый взрослый говорит о сочувствии, для маленького человека это самое важное - любовь и поддержка мамы или папы. Можно сказать, что вы бы тоже расстроились (обиделись, расплакались) в этой ситуации, скажите о том, что испытывать негативные эмоции это нормально. Очень важно озвучить причину эмоции. У ребенка должна сформироваться причинно-следственная связь события и эмоции. Например, ты почувствовал обиду и злость, потому что твой друг не захотел играть с тобой.
Этот этап может быть заключительным, так как контроль над эмоциями вернулся. Но лучше перейти к следующему этапу.
5 шаг - проектирование дальнейших действий
Первое, что надо сделать взрослому - предложить решение ситуации. Например - “Ты упал и сильно ударился, тебе больно, пойдем обработаем рану, а потом купим тебе мороженое”. Ваша задача - завершить эту ситуации и закрепить ее позитивными действиями.
Чуть позднее можно приступить к проектированию нового поведения. Вариантов планирования может быть много. Главное, решить несколько задач:
1. Обговорить варианты действий в похожих ситуациях.
2. Установить границы поведения.
3. Запланировать ближайшее будущее.
Воспитательный эффект больше, если вы установили границы дозволенного по факту, в этом еще одна ценность контейнирования эмоций.
Ваш ребенок научится справляться со своим эмоциями и доверять вам.
Техника универсальна и вполне может быть применима и в общении с близкими взрослыми, при условии правильно подобранных слов. Главное, быть искренним и всегда давать ребенку поддержку и свою любовь.